Поддержка семьи в период адаптации к учреждению дошкольного образования


Каждая семья, имеющая малыша, знает, что наступит время, когда их ребенок пойдет в детский сад. Все родители по-разному готовятся к этому важному событию. Одни изучают информацию в интернете, другие читают специальную литературу, третьи черпают знания из бесед
со знакомыми, у которых дети уже посещают детский сад. Так что же такое  адаптация к учреждению дошкольного образования?

«Адаптация» в переводе с латинского означает «приспособление». Возможности приспосабливаться у ребенка младшего дошкольного возраста ограничены. Помочь ему адаптироваться к новым социальным условиям должны взрослые. Адаптация для ребенка – это стресс: четкий режим дня, отсутствие рядом родителей, другой стиль общения, контакты со сверстниками, новое помещение – всё это может вызвать у малыша защитную реакцию в виде плача, отказа от еды, сна, общения с окружающими.

Адаптационный период условно можно разделить на несколько этапов:

Подготовительный этап: его следует начинать за 1-2 месяца до приема в детский сад. Родителям нужно ознакомиться с режимом дня в детском саду и постараться придерживаться его дома. Малыши тяжело переживают смену обстановки, а когда она связана со сменой режимных моментов – тем более. Если ребенок привыкнет просыпаться, кушать и гулять в те часы, когда ему предстоит делать это в детском саду, он будет увереннее чувствовать себя в новой обстановке. Также нужно уделить внимание формированию у малыша навыков самостоятельности.

Основной этап: знакомство с воспитателем. В первые дни малыш знакомится с воспитателем. Он должен понять, что воспитатель – совсем как мама. Родителям необходимо сообщить воспитателю особенности питания, сна, поведения, общения со сверстниками, характера своего малыша для того, чтобы педагогу легче было подстроиться под них.

Заключительный этап: оставление ребенка в детском саду. Чтобы привыкание прошло безболезненно, переход ребенка из семьи в детский сад должен быть плавным. Необходимо дать малышу возможность привыкать к детскому саду постепенно, начиная в первые дни оставлять ребенка не более чем на 1-2 часа. Это позволяет воспитателю уделить внимание каждому ребенку, пришедшему первый раз в детский сад. Число часов, проводимых ребенком в группе, постепенно увеличивается в зависимости от его эмоционального состояния. Таким образом, требуется около 3-4 недель, чтобы малыш мог проводить в детском саду полный день.

Умение и желание ребенка общаться со взрослыми и сверстниками, причем не только с близкими, но и  с малознакомыми, очень важно в адаптационный период. Ребенку будет легче адаптироваться, если он научиться знакомиться с другими детьми, обращаться к ним по имени, просить, а не отнимать игрушки.

      Главное для малышей – безболезненно адаптироваться к условиям детского сада. В группах созданы условия для успешной адаптации, чтобы ребенок чувствовал себя благополучно среди многих – как дома, где он – единственный.

Рекомендации родителям по адаптации детей к детскому саду:

1.Начинать водить ребенка в детский сад за 2-3 месяца до выхода мамы на работу

2. Первое время приводить ребенка в детский сад на 1-2 часа

3. Сон и еда являются стрессовыми ситуациями для детей, поэтому в первые дни пребывания ребенка в детском саду не оставляйте его на сон и на прием пищи

4.Первые 2-3 недели рекомендуется приводить и забирать ребенка из детского сада одному и тому же члену семьи

5. В период адаптации, в связи с нервным напряжением, ребенок ослаблен и в значительной мере подвержен заболеваниям. Поэтому в его рационе должны быть витамины, фрукты, овощи

6. Одежда для прогулки должна быть тщательно подобрана, чтобы ребенок не потел и не замерзал, чтобы одежда не стесняла движений малыша и соответствовала погоде

7. Помните, что период адаптации – стресс для Вашего малыша, поэтому принимайте его таким, какой он есть, проявляйте в общении с ним больше ласки, любви, внимания

8. Если у малыша есть любимая игрушка, пусть он берёт её с собой в детский сад, с ней  ему будет спокойнее

9. Интересуйтесь поведением ребенка в детском саду, советуйтесь с педагогами, медиками, для исключения тех или иных негативных проявлений адаптационного периода

10. В присутствии малыша не обсуждайте волнующие Вас вопросы, связанные с детским садом.

Памятка для родителей

«Как помочь ребенку быстрее привыкнуть к детскому саду?»

1. Старайтесь не нервничать, не показывать свою тревогу по поводу адаптации ребенка к детскому саду – он чувствует Ваши переживания

2. Полезен будет какой-то особый ритуал прощания (чмокнуть в щёчку, помахать рукой в окно), а также ритуал встречи

3. По возможности приводить ребенка в детский сад должен один и тот же член семьи: так ребенок быстрее привыкнет к расставанию

4. Не обманывайте ребенка, забирайте его домой вовремя, как и обещали

5. В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес сотрудников детского сада, а также негативных высказываний о детском саду

6. Не меняйте режим дня ребенка в выходные дни и в дни, когда он пропускает посещение детского сада

7. В семье создайте спокойную, бесконфликтную обстановку

8. Не перегружайте ребенка эмоциональными переживаниями, на время прекратите посещение шумных мероприятий (многолюдных мест, цирка, театра)

9. Будьте терпимее к капризам Вашего малыша, «не пугайте» и не наказывайте его детским садом

10. Уделяйте малышу больше времени, старайтесь каждый вечер читать ему, играйте вместе

11. Эмоционально поддерживайте малыша: чаще обнимайте, поглаживайте, называйте ласковыми именами

12. Не скупитесь на похвалу

Подготовил педагог-психолог Севец А.А.