ПКПП

Консультация для педагогов

По теме: «Адаптивная образовательная среда для детей с детским аутизмом

             Детский аутизм или «расстройства аутического спектра» (РАС), —  это  расстройство психического и психологического развития, при котором наблюдается выраженный дефицит эмоциональных проявлений и сферы общения. В переводе слово «аутизм» обозначает  — ушедший в себя человек, или человек внутри себя. Страдающий подобный заболеванием ребенок никогда не проявляет свои эмоции, жесты и речевое обращение к окружающим, а его действиях зачастую отсутствует социальный смысл.

     Организация обучения детей с детским аутизмом  предполагает создание для них адаптивной образовательной среды с особой организацией пространства и визуализацией времени. Адаптивная среда обучения  — это именно та среда, в которой сенсорные особенности такого  ребенка находят понимание и поддержку.

Для создания адаптивной образовательной среды педагогу следует:

    !Обозначать четкие визуальные и материальные границы пространственных зон.

Для этого используют специально приспособленные перегородки, предметы мебели, различные покрытия на пол или маркировки. Четкие физические и индивидуальные границы помогают ребенку понять, что каждое средовое пространство имеет начало и конец. Например, разделение стола на две части с помощью перегородки, клейкой ленты или четкой линии делает видимым пространство, которое каждый из двух сидящих за столом воспитанников считает своим. Место ребенка с аутистическими нарушениями можно обозначить картинкой. Стол необходимо поставить так, чтобы занимаясь, ребёнок не отвлекался: не мог смотреть в окно, не отвлекался на предметы в комнате. Материалы, необходимые для занятий, нужно разместить на стеллаже, слева от стола. Каждое задание размещается в соответствующей коробке. Например, при обучении аппликации в коробке находится цветная бумага, бумага для фона, клей, ножницы и т.п. Справа от стола размещается коробка для отработанного материала. Перед ребёнком стоят задачи лишь учебные, а не организационные. Такой подход стимулирует самостоятельность ребёнка, снижает его тревожность, решает поведенческие проблемы.

    ! Разделить пространство на зоны по видам деятельности.

Групповое помещения делится по видам деятельности на конкретные пространственные зоны (учебную, игровую, столовую, гигиеническую и др.). Зоны обозначаются соответствующими пиктограммами, отражающими деятельность в этой пространственной зоне, что облегчает ориентировку ребенка в группе. Все эти зоны должны иметь четкие визуальные границы, чтобы ребенок с аутизмом понимал назначение данного участка пространства.

     Обязательно выделяется зона отдыха, или «уголок уединения», где ребенок может побыть один, отдохнуть и снизить уровень стресса в момент сенсорной перегрузки без посторонней помощи. В этой зоне могут находиться личные предметы ребенка, а также маленькие предметы (прищепки, веревочки, мячики и др.) в так называемой «релаксационной корзине». Необходимо объяснить ребенку, что в ситуации нарастания у него отрицательных эмоций он может, с разрешения педагога или тьютера, переместиться в это тихое изолированное место или взять на свое рабочее место успокаивающий его предмет из «релаксационной корзины». Это значительно снижает тревожность ребенка и устраняет некоторые его поведенческие проблемы.

    !Наглядно представлять последовательность событий во времени.

       Главной проблемой детей с детским аутизмом  является то, что они не могу говорить и выразить свои потребности. Если родители еще как-то могут понять чего хочет их ребенок, то при общении с незнакомыми людьми у детей с расстройством аутистического спектра возникают трудности — зачастую их не понимают, вследствие чего ребенок начинает нервничать, психовать, проявлять агрессию и т.д. Возникает вопрос: как же общаться с невербальным ребенком?

    Таким детям нужны специальные дидактические материалы, без лишних деталей  —  карточки и визуальные расписания, при помощи которых ребенок сможет общаться с другими людьми.

    PECS (ПЕКС) – система альтернативной коммуникации с помощью обмена карточек, которая изначально была создана для детей с РАС. Но как оказалось, эта система подходит абсолютно всем детям, у которых трудности с речью и общением.

   Таким образом, создание адаптивной образовательной среды позволит уменьшить «поведенческие» проблемы ребенка с аутистическими нарушениями и поможет ему приспособиться к социальным правилам, распорядку дня, сенсорным раздражителям, которые окружают нас в обыденной жизни. 

                                                           Подготовил: учитель – дефектолог   Сивко Н.С.